Весовая продукция может кодироваться как предприятием-изготовителем, так и магазинами розничной торговли. Второй способ предпочтительней.
Дело в том, что в рамках стандартного номера GTIN-13/EAN-13, закодировать вес практически невозможно. В этом случае, применяются иные подходы к кодированию.
Если продукция выпускается в упаковках с фиксированным весом, то каждой упаковке присваивается свой номер. Если же вес от упаковки к упаковке постоянно меняется и это отражается на цене продукта, то просто не хватит номеров, чтобы закодировать все изменения веса продукции и предприятие-изготовитель сталкивается со значительными трудностями.
Весы на предприятии и в магазинах могут быть по-разному откалиброваны, это приведет к тому, что магазин вынужден будет сам переклеивать этикетки.
Возможен следующий вариант.
Предприятие имеет дело с определенной сетью магазинов. Оно узнает требования к этикетке со штриховым кодом в каждом магазине и старается удовлетворить их. В этом случае речь уже идет не об обычном номере GTIN-13/EAN-13, а о GTIN-13/EAN-13 ограниченной циркуляции, который начинается с префиксов 20-29. В рамках этого возможна разбивка внутренней структуры штрих кода.
Для весового товара штрих-код должен иметь следующую структуру:
• первая цифра 2, означает, что это весовой штрих-код
• следующие 6 цифр – это артикул (внутренний код), присвоенный продукции,
для группы фреш все 0 (0 0 0 0 0 0);
• следующие 2 цифры – это вес данной продукции в килограммах;
• следующие 3 цифры – это вес данной продукции в граммах;
• последняя 13-я цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати весами для штрихкодирования.
Самый распространенный в большинстве стран мира способ:
Предприятие-производитель вообще не кодирует свою весовую продукцию, оно наносит этикетки со штриховым кодом только на транспортную упаковку фиксированного веса или количества изделий. Магазины розничной торговли сами кодируют весовую продукцию. А если учесть, что большая часть такой продукции еще и фасуется или переупаковывается в магазинах, то это наилучший на сегодняшний день выход. Магазину требуется лишь приобрести весы, совмещенные с принтером штриховых кодов.
В настоящее время все более актуальным становится вопрос маркировки товаров штрихкодом формата DataBar для поставщиков продукции, сотрудничающих с крупнейшими торговыми сетями.
Этот штрихкод содержит такие реквизиты товара, как: GTIN, дату производства, дату истечения срока годности, массу нетто, номер партии и другое. Эти же реквизиты могут быть включены и в штрихкод EAN128, но за счет двухстрочной печати DataBar Expanded Stacked будет занимать меньше места на этикетке.
В частности, штрихкоды EAN128 и DataBar Expanded Stacked могут быть использованы для маркировки логистической упаковки (коробов) ветеринарных групп товаров с целью их последующего прослеживания в Федеральной Государственной Информационной Системе «Меркурий» (ФГИС Меркурий).
Для создания же символики, кодирующей дополнительную информацию при маркеровке продукции с переменным весом, можно применять символику Data Bar, в которой используется номер GTIN и соответствующие Идентификаторы Применения.
Для маркировки продукции с переменным весом наиболее часто используются идентификаторы применения:
(01) - GTIN - Идентификационный номер единицы товара (штрих код EAN-13)
(392Х) - Цена
(310X) - Вес, кг
(30) - Количество
(10) - Номер партии
(11) - Дата производства
(15) - Годен до/Продать до
(17) - Срок годности
(422) - Страна происхождения
(21) - Серийный номер
(8008) - Дата и время производства
При использовании символики DataBar рекомендуется:
Не делать больше двух рядов штрихового кода, чтобы избежать ограничений по площади;
Кодировать GTIN, если продукция фиксированного веса и GTIN + Вес для маркировки продукции переменного измерения;
Кодировать дополнительные данные, такие как: номер партии или срок годности;
Кодировать не больше трех элементов данных (в зависимости от используемых ИП) для лучшего сканирования и оптимизации пространства этикетки;
При емкости символа до 74 цифр, только расширенная версия символов может кодировать полную идентификацию продуктов, включая: вес, количество, расширенные данные для прослеживаемости или цены;
Перейти к 14-разрядному полю данных для идентификации предметов торговли, проходящих через POS;
Точное месторасположение символа DataBar определяется производителем, которому необходимо учесть следующее:
Доступное пространство на упаковке продукта;
Тип продукта и печатной поверхности (упаковочный материал);
Планируемое использование DataBar (например, символ будет считываться на автоматизированных системах или ручным сканером).
Предприятию для печати этикеток для своей продукции с переменным весом лучше всего использовать специальные печатающие весы в которых имеется драйвер для генерации и печати штриховых кодов формата EAN-13, а так же реализована возможность печати различных типов штриховых кодов: и DataBar Expanded Stacked и EAN128.
Для приобретения оборудования (термотрансферные принтеры, печатающие весы) для печати этикеток со штриховыми кодами обращайтесь к продавцам такого оборудования.