Легко узнаваемым штриховым кодом EAN-13 маркируется практически каждый потребительский продукт в мире. Из всех штриховых кодов этот тип имеет наиболее продолжительную историю своего существования и является самым распространенным в мире. При этом номер остается номером. По сути это не более, чем набор 13 цифр, которые можно изобразить в виде штрихового кода.
Для получения цены на кассе, упаковка должна иметь номер GTIN-13, напечатанный в виде графического символа штрихового кода EAN-13.
Эти полоски и пробелы графического изображения штрихового кода очень хорошо понятны специальным приборам — сканерам. При считывании штрихового кода сканер из комбинации штрихов восстанавливает закодированный номер EAN-13 и передает его в компьютер или контрольно-кассовую машину.
В первую очередь штриховой код нужен в торговле. Если в магазине внедрена автоматизированная система, к которой подключены компьютерные кассы со считывателями штрихового кода (так называемые POS-терминалы от англ. Point of Sale — «Пункты продажи»), то наличие штрихового кода на всех товарах торгового зала позволяет сократить время обслуживания покупателей у касс (POS-терминалов). Кассиру достаточно специальным считывателем (сканером) считать номер EAN/UCC-13 с упаковки товара, чтобы на кассовом чеке зафиксировалось точное наименование покупки и ее цена.
Кроме того, при подключении всех контрольно-кассовых машин торгового зала к единому контролирующему устройству (компьютеру) в любой момент времени можно оценить реальный объем продаж того или иного товара, уровень спроса на те или иные изделия (в случае со швейными изделиями оценить спрос на конкретные модели), заблаговременно сделать заказ на склад для восполнения запасов товаров на полках торгового зала.
Разным товарам нужны разные номера
Товарам с различными потребительскими свойствами (сорт, вес, вид, номер расцветки, номер модели, и в конечном итоге цена и т. д.) должны присваиваться различные товарные номера.
Штриховой код на товаре в магазине является эквивалентом как цены, так и наименования покупки.
Если два товара отличаются по цене, то они должны иметь различные штриховые коды (номера EAN).
Одинаковая по названию и изготовленная по одной и той же технологии на РАЗНЫХ предприятиях продукция должна иметь разные номера EAN-13.
Любое изменение в потребительских свойствах продукции (сорт, вес, вид и т.п.) должно повлечь за собой изменение номера EAN-13 на упаковке.
Штрих код EAN-13 используется для идентификации товаров, предназначенных для продажи в розничной торговле.
Товары, которые продаются в розницу, могут быть фиксированного или переменного количества, так же могут быть и специфичные товары, такие, как книги и периодические издания. Уникальный номер наносится на упаковку товара в виде штрихового кода, который однозначно соответствует конкретному наименованию и потребительским свойствам товара. Если в торговом зале будут находиться, например, одна и та же минеральная вода, упакованная в различную тару (стеклянные бутылки 0.33 и 0.5 л, пластмассовые бутылки 0.5, 1.0, 1.5, 2.0 л), но с одинаковым штриховым кодом, то сканером эти товары будут определяться как одинаковые. Кассовый аппарат в этом случае будет выбивать чек на одну и ту же сумму.
Для контроля и изучения спроса важно, чтобы товары с одинаковым наименованием и ценой, но с разными потребительскими свойствами (номер расцветки, номер модели и т.п.) имели различные штриховые коды (номера EAN-13). Если продукция с одинаковыми свойствами (вес, литраж, количество и т.п.) упакована в разную упаковку - так же требуется новый штриховой код.
Например: 1 литр молока м.д.ж. 3,2% может выпускается в различных видах упаковки: коробка Тетрапак, Полипак - полиэтиленовая упаковка, пэт-бутылка, бутылка стеклянная. Для каждой упаковки должен быть назначен свой уникальный штриховой код. Упаковка влияет на сроки хранения продукта, на цену продукта, транспортная упаковка у таких товаров будет отличаться по весу.